Развиваясь, малыш проходит три этапа: младенчество, раннее детство, дошкольный период. Каждый из данных этапов завершается возникновением кризиса в развитии.
Кризис является крайне необходимым и в то же время
закономерным этапом в развитии. Именно в этот период, накопленный опыт
переходит на новый, более совершенный этап. Чем характеризуется кризис –
упрямством, капризами, непослушанием, которые необычайно ярко
проявляются. Через этапы кризиса проходят абсолютно вес дети.
Однако, одни проходят это время более спокойно, другие проявляют
достаточно серьезные поведенческие изменения. Такие изменения называют
кризисами в развитии.
В чем же суть кризиса первого года? Окончание первого года жизни характеризуется социальным взрывом внутри малыша. Ребёнок
начинает четко разграничивать взрослых и себя. Понимает, что мы разные.
В это время малыш приобретает некоторую степень самостоятельности:
первые слова, первые шаги, первые взаимодействия с предметами.
Ребенок начинает бурно реагировать на запреты своим
протестом. Почему маме или папе можно, а мне нельзя? Малыш начинает
более активно познавать окружающий мир, но выражать свои желания и
просьбы он пока еще не умеет. Малыш пытается любыми способами получить
желаемое и требует это доступными для него способами. В его возрасте это
крик, плач, капризы. В это время происходит столкновение воли взрослого
человека с волей малыша. Действовать малыш хочет только самостоятельно.
Эта же самостоятельность относится и к общению. Но тут парадокс,
общаться хочу, но не могу. Как итог, начало кризиса первого года. Кризис
проникает все глубже, чем больше родители запрещают. На самом деле,
капризность ребёнка
к году должна служить сигналом того, что наступил момент изменения
поведения родителей. Прежние модели уже не будут срабатывать. И когда,
во время кормления, ребенок изъявит желание выхватить ложку с кашей и
попробовать кушать самостоятельно, проще отдать ему ложку, а кормление
продолжить другой. И совершенно не страшно, что дитеныш будет измазан
кашей, важно, что он проявил самостоятельность и не получил запрет на
это познание.
Мамам и папам нужно осознать, что пришло время для
того, чтобы дать малышу больше самостоятельности. Чем больше вы будете
позволять малышу, тем более легко вы сможете настоять на запрете.
Запреты нужно составлять умно и четко, однозначно и согласованно.
Если в этот период, вы проявите достаточно терпения,
такта и гибкости, то кризис пройдет для вас легко и незаметно. Хочется
надеяться, что вам стало понятно то, что ваш ребенок это уже личность.
Личность, у которой есть свои эмоции, переживания, желания, просто пока он не может их выражать.
|